Ценообразование

Никогда толком не умел назначить себе цену. А это недостаток почище Проклятия кубинской черепашки. Всегда в разговоре с предполагаемым заказчиком этот момент у меня вызывал наибольшее смятение.

Ведь всё, что я делаю: тексты, фотографии, сайты – не имеет универсальных расценок. Приблизительные тарифы, которые у всех на устах (500 рублей тысяча знаков, тыща за час фотосъёмки, три-четыре франклина – простенький веб-ресурс), никаким образом не соотносятся с каждым конкретным случаем. Порой на одну фотографию уходит день, по степени нагрузки сравнимый со сменой в забое, а можно в хорошо отстроенном режиме нащёлкать до сотни объектов. Текст напишется, возможно, и скоро, но ведь потом я начну его редактировать, углублять, улучшать, пока не буду доволен результатом. Разумеется, чем быстрее он сдан, тем ниже его качественная характеристика. Внешний вид сайта (навигационная колонка слева или справа, кнопочки круглые или квадратные, цвет фиолетовый или тёмно-сиреневый) вообще можно месяцами обсуждать и ни к чему не прийти. А бывает, сделаешь за неделю “под ключ” и все рады. Вот все эти нюансы и крутятся-вертятся в голове, когда надо открыть рот и объявить цену (чаще всего это происходит до того, как ты узнал детали предстоящего проекта). Спрашиваешь о предполагаемом бюджете – визави мнётся, ждёт цену ниже заложенной суммы. И начинается цирк. Вернее, базар. Я выдыхаю приблизительно-желаемо-эталонную (но так, чтобы не напугать собеседника) цифру. Тот всё равно пугается, ведь планировал заплатить в два, три, пять, десять (нужное подчеркнуть) раз меньше. Уже готов бежать от меня к первому встречному. Моя задача теперь успокоить человека – ведь от цены зависит только качество. Я ведь могу сфотографировать без тщательно выставленного света и возни со сборкой дополнительного оборудования. Или написать сэмпл из Википедии и Кругосвета (ну, ладно, не напишу, стыдно, это я для красного словца). И так далее… Если повезёт, каким-то образом договариваемся, но каждая сторона чувствует себя ущемлённой. Потом, конечно, всё становится проще – мы уже с полуслова понимаем друг друга, я могу подвинуться, когда это необходимо, а заказчик компенсирует регулярным потоком или премиями за качество. Но в первый раз всегда сложно.

Бывает и запутаннее. Звонил тут мне один менеджер на предмет фотоуслуг. Я спросонья что-то там неправильно посчитал в своей голове, арифметика не самая сильная моя сторона. Звонивший исчез навсегда, не став торговаться. Ну а я не решился перезванивать и объяснять, что объявленная цифра ничего не значит, я всю ночь работал, посему к 10 утра был в полной невнемямбе.

Или сегодня. Пишет мне Наталья (не на прямой адрес, а через когда-то где-то оставленный промежуточный мэйл), интересуется расценками на свадебную съёмку. Не могу сказать, что этот жанр мне милее прочих, но кое-какую собаку в этом я съел. Прошлым летом подвизался работать наёмником в свадебно-праздничное агентство. Хоть эти люди и выпили литры моей крови, по крайней мере мне не приходилось обсуждать прейскурант, за моей спиной всё замечательно решалось. Ну и опыта появилось хоть отбавляй, не сколько по самой съёмке (с этим давно всё в порядке), сколько по редактированию картинок. Я познал, что такое “жёсткая ретушь”, столь распространённая в свадебных фото. Ну и к грусти своей, узнал, как оценивается изнурительный труд фотографа и видеооператора на свадьбе. Ориентируясь на расценки агентства, не сообразив набросить десятку, отвечаю Наталье. Мне письмо:

“Вы не первый, к кому я обратилась. Свадьба бывает раз в жизни. И когда 90% фотографов предлагают по X тысяч, а один по Y тысяч, то сразу возникает вопрос о его профессионализме. Я готова рассматривать самый выгодный для нас вариант. Но в пределах профессиональных услуг. А фотографов, которые не имеют опыта и хотят экспериментировать на моей свадьбе, я хочу пригласить вторым фотографом-учеником. За плату. Ученик должен будет заплатить нам, как моделям, 20 тысяч рублей. Вас такой вариант устроит?”

Ну, я отказался. Мы ещё попереписывались немного, я даже (не срываясь от обиды) попробовал ей объяснить откуда ноги растут. Девушка назвалась маркетологом, и в её голове не укладывался такой разброс цен. Что ж, она попала напрямую к исполнителю, минуя маркетологов, менеджеров, координаторов, агентов, и испытала культурный шок. Не думаю, что ей следовало мне хамить, не разобравшись в ситуации. Но я, пожалуй, её прощу, ибо свадьба и правда, иногда бывает раз в жизни, а перед этим все участники процесса погружаются в кромешный ад подготовительного периода и уже не до манер. Ведь хватило же ей ума после этого всего написать, что если я скажу, какая у меня камера, возможно, она готова рассмотреть моё уникальное предложение.

Да ладно. Я вот написал и остыл. А ей с этим всем жить. А кому-то жить с ней. Так что я по-любому в выигрыше.

Ценообразование: 7 комментариев

      1. человеку? если «человек» накопил десярик-двадцарик на фотографа, то можно хамить?
        я бы задал вопрос: а ты профессиональная невеста, или так, дебютант-экспериментатор?

        но это я так, ворчу и скриплю. кровавенький монтаж сегодня.

  1. Большинство свадебных фотографий, что я видел, были редкостным отстоем.

    Апофеоз свадебной съёмки я наблюдал в рязанском кремле, когда фотограф заставлял молодожёнов подбрасывать в воздух осенние листья и изображать на лице благодать, приговаривая при этом: «А потом мы вместо листьев вставим голубей!»

    1. Ну да, отличная тема. При желании можно и на кольцах сэкономить. Надеть друг другу на пальцы ободки от крышек Пепси, а потом Картье дорисовать. И так далее.

      А свадебные фотографии — это ж особый жанр, который приходится свято блюсти. Не всем же, например, нравится эстетика поп-арта. Это я, конечно, хватанул, но тем не менее…
      Правда, вот модели чаще всего непрофессиональные попадаются.

Обсудить

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.