откинофестивалил

Закрыл московский кинофестиваль.
Меня преследовал Диллинджер. И не только в кино. Посмотрев "Диллинджер мёртв" Марко Феррери (ещё толком не поняв, что это Диллинджер — пароход или самолёт), вечером открыл книжку Курта Воннегута "Рецидивист". На первой же странице:

Краун-Пойнт вот чем знаменит: в самую Депрессию из тамошней тюрьмы совершил побег Джон Диллинджер, ограбитель банка. Диллинджер сбежал, угрожая охране пистолетом, которое вылепил из мыла, покрасив гуталином.

Кое-что из символов Феррери, до сего момента не осознанное, сразу же разъяснилось. Хорошо. Ну и дальше, разумеется.

Второе, грустное. Разумеется, обронил скупую слезу по поводу отечественного кинематографа, в агонии приступа квасного патриотизма, собравшего почти все статуэтки кинофестиваля. "Чудо" не видел, о нём ничего сказать не могу, остальное дюже расстроило. Ладно, всё как всегда. Или: чем дальше, тем веселее. Смысл удивляться? Вчера по дороге на последний фестивальный киносеанс краем уха зацепил речь какого-то чиновника в прямой трансляции Закрытия. Так он начал речь речитативом с популярным связующим словом "кризис" (раз тридцать оно прозвучало, не меньше), а потом заговорил о строительстве фестивального дворца, жизненно необходимого для российского кино.

Не буду утомлять себя рассуждениями на тему "куда мы катимся", оставив расклады на совести соответствующих товарищей.
Отчитаюсь о просмотренном. Своеобразный duc-list с рейтинговыми звёздочками по 10-бальной шкале

1. Мелодия для шарманки (Украина), реж. Кира Муратова
**********
Лучшая картина моего фестиваля. Грустная, но без надрыва. Самый чистый и искренний фильм о месте современного человека в этом ужасном мире. Места этого собственно и нет вовсе. Как слепых котят нас бросает по волнам жизни, и неизвестно, за какой волной — этой или следующей — ты скроешься навсегда в пучине.
"Мелодия для шарманки" отличается от других работ Киры Георгиевны — стилем, кинематографическими инструментами, даже, мне показалось, ритмом, но в главном режиссёр остаётся верной себе. Мы слышим пронзительный крик человека без кожи: "люди, очнитесь! посмотрите вокруг себя". Дай бог, он не потеряется в какофонии больших городов и достигнет чьих-то ушей. Такой фильм может изменить мир.
А что касается деталей — расстроил саундтрек. Слишком много Земфиры, порой совсем неуместной.

2. Белая лента / Das weisse Band / The White Ribbon (Австрия, Франция, Германия), реж. Михаэль Ханеке
**********
Ханеке я вообще люблю, отличный режиссёр. Собирался попасть на хороший фильм — вот, пожалуйста. Все супер, нечего даже говорить.

3. Первый Отряд / First Squad (Япония, Канада, Россия) реж. Йошихару Ашино
**********
Отличный мульт. Молодцы! В сети видел множество мнений, основанных после просмотра трейлера, что, мол, фильм будет интересен лишь поклонникам аниме. Это не так. Хорошая качественная работа, чётко и остроумно продуманная история. Я рад за наших ребят, которые инициировали этот проект, и за японцев, которым чувство вины за Вторую мировую, не помешало в него ввязаться и безупречно с технической точки зрения его реализовать. Хоть я и не особо ценю этот жанр, "Первый отряд" просмотрел с удовольствием, на одном дыхании.
Насчёт наездов на искажение истории Отечества. Не думаю, что здесь имеется хоть малейшее издевательство над прошлым — авторы умело расставили границы сказки и внешней канвы. С претензиями на этот счёт лучше обратиться к Лунгину.
Когда выходил из зала, увидел авторов идеи и продюсеров фильма — Лёшу Климова и Мишу Шприца. Они полулежали в креслах и с восторгом читали титры. Блаженство было написано на их лицах, их просто пёрло. Хотел бы я быть на их месте.

4. Диллинджер мёртв / Dillinger è morto (Италия), реж. Марко Феррери
**********
Восхитительная игра ума. Изысканное угощение для эстетов. Ничего не попишешь.

5. Я тебя съем / Je te mangerais (Франция), реж. Софи Лалой
********
Хорошая история отношений. Так грамотно отрисованы характеры и модели поведения, не придраться. Много громкой академической музыки, но она только усиливает драматическую составляющую. Фильм заставляет переживать, волноваться, огорчаться, короче, есть то, что называют магией кино. Отличный кастинг.

6. Клиентка французского жиголо / Cliente (Франция), реж. Жозиан Баласко
********
Ещё одна "жизненная" картина, превосходно выполненная. Всё органично.

7. Дневник маньяка / Diario di un vizio (Италия), реж. Марко Феррери
********
А что говорить — Феррери как он есть. Спасибо программному директору за ретроспективу!

8. Антихрист / Antichrist (Германия, Дания, Швеция, Франция, Италия, Польша), реж. Ларс фон Триер
********
О, этот фильм ждали, о нём говорили, на него ломились. Це ж гений синематографа, да он сам себя таковым считает, не даром его распирало от самости на Каннском кинофестивале. Есть такое выражение — шутка гения. Вот. Это оно. Злая шутка, циничная, похожая на смачный плевок в глаза восторженной публике. Той самой, которая готова за места на премьере опуститься до базарной брани, а затем в первый же шоковый момент, закрыв глаза, с проклятиями покинуть зал (интересно, что ждали от фильма с ТАКИМ названием и с именем ТАКОГО режиссёра в титрах?)
Фильм крутой. Но моё мнение — это не самая сильная работа Триера. Качественная, факт, но когда человек свой талант использует для создания памфлетов или пощёчин общественному вкусу, мне не нравится. Всё это от лукавого. Я верю, что он ещё сделает хорошее кино.
Кстати, про сверхзадачу. Мне вдруг пришло в голову, что история эта каким-то образом связана с некоторыми проблемами. Что ни говори, но картина недвусмысленно диктует, что во всём виноват секс. Не было б его, не появился бы ребёнок, не произошла бы трагедия в прологе, да и вся остальная катавасия не случилась. Или мне показалось?

9. Джонни Д. / Public Enemies (США), реж. Майкл Манн
*******
Фильм перестал быть интересным, как только появилась главная героиня. Чёрт! Чёрт! Чёрт! Ну почему признанный красавчик (дело даже не в Джонни Деппе, о том, какими стильными и харизматичными были Диллинджер и его коллеги, до сих пор легенды ходят в Североамериканских Штатах) с непонятно какого перепуга влюбляется в жабоподобную гардеробщицу и через неё губит свою жизнь? Что за история, в которой у этой самой лупоглазой барышни, силком вытащенной из-за стойки, возникает бесконечное чувство к одному из главных преступников страны, к слову сказать, укрывающемуся от федералов в публичном доме, что она готова пойти на нечеловеческие жертвы? Бред.
Удивительно, как создатели опустили главную историю Диллинджера с фальшивым пистолетом (по другой версии, Джон слепил его из хлебного мякиша). Это же находка для кинодраматурга! Ничего придумывать не надо. В фильме это прошло незаметным фоном побега в стиле "Прирождённых убийц".
С мотивациями и помимо главной романтической линии были сбои. Толстяк, избивавший девушку на допросе так долго и сосредоточенно шёл с револьвером в руках за героем, что не мог не вызвать обсуждения. Здесь наши с Полиной мнения разошлись. Я предположил, что полицейскому, запятнавшему мундир, ничего не оставалось, как пристрелить врага №1 своими собственными руками, Полине же показалось, что им двигал страх, что живой Д. отомстит злодею за девушку. Налицо промах сценария — непонятно, откуда ноги растут.
Вообще, убили Диллинджера некрасиво. То есть, конечно, показали некрасиво. Неприятно.
После просмотра мы завели светскую беседу с моим хорошим знакомым — кинокритиком Сергеем Н. Так вот, к чему он пришёл. Все эти гангстеры (вместе с Диллинджером) образовали в некотором роде субкультуру, которую боялась власть и боготворили массы. Это сильные и яркие личности, настоящие Public Enemies, в представленном фильме мечущиеся тенями и быстро погибающие. Фильм только о Д., все остальные побоку. Выходит, российское прокатное название больше подходит фильму, чем оригинальное. Ну, а для того, чтобы узнать, как оно было на самом деле, кинокритик посоветовал смотреть картину Джона Милиуса "Диллинджер" 1973 года.

10. Кадиллак рекордс / Cadillac Records (США), реж. Дарнелл Мартин
*******
Здесь всё простенько. Хорошая музыка, которую я было стал подзабывать, выверенный сюжет, такой нормальный голливудский музыкальный байопик. Мне ближе "Перекрёстки" Ултера Хилла 1986 года.

11. В поисках Эрика / Looking for Eric (Франция, Великобритания, Италия, Бельгия), реж. Кен Лоуч
*******
Британская картина с голливудским налётом. Её очень хвалили, мне не особо пришлась. Дело даже не в футболе, как-то скучно показалось. Поначалу показалось, что картина преследует задачи лигалайза — Эрик Кантона предстаёт перед Эриком-героем по обкурке. Потом опомнились, сам же герой говорит: что-то мы много курим. Лучшая шутка фильма, думаю.

12. Последний разговор / Last Conversation (Нидерланды), реж. Нуд Херкенс
*******
Шёл на фильм, как на плаху, зная аннотацию. Ан нет, всё получилось. И драматургия, и эмоции. Понравилось, хоть и заснул на последней минуте. Но это просто устал.

13. Посредник / Mediator (Германия, Грузия), реж. Дито Цинцадзе
*******
Кафкианский детектив грузинского производства понравился. При всей невнятности происходящего совершенно не расстраиваешься, в чём тут дело. Отличные актёры, каждый на своём месте. Сначала показалось, что можно переделать финал, но, подумав, согласился с исходным. Порадовался, увидев в эпизоде любимого грузинского писателя Зазу Бурчуладзе.

14. Сплетённые параллели / Bonded Parallels (Франция, Норвегия, Армения), реж. Ованес Галстян
*******
Задумчивая такая картина, параллели действительно сплетены. На фильм попал совершенно случайно, было свободное время до встречи, пробрался в зал. Не пожалел ни разу.

15. Лулу и Джими / Lulu und Jimi (Германия, Франция), реж. Оскар Рёлер
*******
Фильм посвящён Дэвиду Л. (ну, да там есть откровенные аллюзии), но больше напоминает работу преданных учеников Джона Уотерса. Слишком преданных и очень старательных. Оттого не сумевших поймать неуёмный драйв учителя. Жанр я бы обозначил так — недотрэш. Всё скромненько.

16. Петя по дороге в Царствие Небесное (Россия), реж. Николай Досталь
*****
Я чуть ли не в символы ущербности современного отечественного кино готов записать это произведение. С миру по нитке — и повесть Максима Горького "Городок Окуров", и романы Людмилы Улицкой, и "Холодное лето 53-го", и Герман, и Феллини, и бог знает кто ещё поучаствовал в этом проекте. Вышло же так себе. Картонные марионетки с картонными характерами в надуманной новелле, никак не тянущей на полный метр, попытались вышибить слезу у массового зрителя. И вышибли же! Не только уважаемое жюри с Лунгиным во главе дали сёстрам по серьгам. Самолично видел список зрительских симпатий, народу понравилось.

17. Палата №6 (Россия), реж. Карен Шахназаров, Александр Горновский
****
Экранизация не удалась. Однозначно.

18. Царь (Россия), реж. Павел Лунгин
*
Ну это просто чудовищно, на мой взгляд. Какой-то адов заказ, что ли по уничтожению рассудка у наших сограждан. Знал же, на что иду, после "Острова" многое прояснилось. Нет, с мазохистским упорством попёрся к девятичасовому утреннему сеансу, еле нашёл местечко, досмотрел до самого конца. Получил заряд гнева. Лунгина записал в список врагов человечества. Пожалел Мамонова.
Как всё-таки они могут, эти враги, используя мощнейшие инструменты, определённый талант, приготовить бомбу замедленного действия для разжижения мозгов!
Невероятно символичен уход из жизни Актёра, сыгравшего главную роль, у меня аж мурашки пробежали. Ведь фильм-то не о царе совсем, но адский глум над всем светлым, что есть у человека.
(мнение автора может не совпадать с общепринятой точкой зрения, я параноик, вижу паутину нечеловеческого заговора во всём)

Кроме вышеуказанного был ещё на показе короткометражек №2, но они совсем беспонтовые. Разве что кроме мультика про людоеда. Смысл распинаться.
 

откинофестивалил: 2 комментария

  1. Спасибо за обзор. Надо обязательно посмотреть мою любимую Муратову и бедного Лунгина. Интересно, чего все на него так набросились.

Обсудить

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.