Про уродов и… уродов. Что не так в «Звоните ДиКаприо!»

Под конец года решил закрыть все свои зрительские гештальты, просмотрев фильмы и телефильмы, о которых так много говорят. Мало того, взахлёб хвалят, в том числе и в профессиональных сообществах. Неоднократно в ленте Фейсбука сталкивался с мнением, что сериал «Звоните ДиКаприо!» — главное событие года. Ну как такое пропустить?

Звоните ДиКаприо

Несколько раз мне на глаза попадалась ссылка на интервью актёра Петрова с заголовком, что сценарий «Звоните ДиКаприо!» он не читал. Что ж, артисты люди особые. Да и журналисты любят погорячее, кто их осудит. Но сигнал, согласитесь, тревожный.

Однако скепсис следует отложить до полного ознакомления с продуктом. Люди старались, снимали кино, рассчитывали порадовать зрителя. И, кажется, преуспели, раз в Википедии написано: Сериал получил преимущественно восторженные отзывы российских критиков, а нечитаный сценарий получил главный приз на каком-то кинофестивале. Видимо, затронуты какие-то важные вопросы, волнующие человечество.

Так о чём же нам расскажет «беспощадный сериал Жоры Крыжовникова»? В «Медузе» утверждают, что он о российском телевидении и смерти. Даже сравнили с «Твин Пиксом» Дэвида Линча — сериал в сериале, «эффект гипертекста», «убедительная вселенная» и прочая высокопарная чушь. Строго говоря, о ТВ-производстве вы немного узнаете из этого телефильма, ведь создатели пришли из «большого кино» и отечественную сериальную кухню они представляют на уровне скетчей откуда-то ещё. Получилась как раз неубедительная пародия, собранная из замшелых штампов. О сюжете «внутреннего» сериала мало что известно, он принят как данность и возможность сделать одного героя звездой на момент входа в историю, а другого чем-то занять на протяжении восьми серий.

Ну а тема смерти затронута в подавляющем большинстве произведений искусства, вне зависимости от их качества и страны происхождения. Тэглайн «Звоните ДиКаприо!» — Что останется после тебя? Глубокомысленно, но не внятно. Это можно приложить к чему угодно. Название, раз уж речь зашла, тоже случайное. Даже не надейтесь найти что-то общее с тем, что увидите на экране. С очень большой натяжкой его можно хоть как-то оправдать.

Но первое, в чём я сильно обманулся — это сюжет. Из описания можно предположить, что есть два брата, успешный и неудачник. Когда на одного навалились неприятности, другой занял его место со всеми вытекающими последствиями. По ходу действия каждый из них должен меняться, заставляя зрителя сопереживать или хотя бы следить за этим процессом. Принц и Нищий, Оля и Яло из «Королевства Кривых зеркал», «Дорогой мальчик», «Талантливый мистер Рипли», да мало ли подмен в мировом наследии? Отнюдь. Избалованная славой, женщинами и баблом телезвезда остаётся тем же самым говном, каким мы узнали его на вступительных титрах. Правда, влияние своё и богатства он растерял, а ВИЧ, наоборот, приобрёл. В новых обстоятельствах нагородил ещё кучу дел, но они только подчёркивают его неизменную сущность.

С другим братом ещё сложнее. Лузер Лев, как можно догадаться, и есть тот Лео, который заложен в многозначительное название. По всем канонам ему суждено измениться, прими он вожделенный подарок судьбы. Но в итоге несимпатичный человек становится чуть более несимпатичным. А самое обидное, процесс его деформации создатели решили оставить за кадром. Вот просто так: прошёл год и принимайте его таким, каким он стал. То, что не позволяло оторваться от сериала «Во все тяжкие», здесь пропало между сериями. Просто решили не заморачиваться.

Остальные персонажи тоже довольно неприятны. Единственная если не положительная, то хотя бы не однозначно отрицательная героиня — Полина. Реально жаль, что она очутилась в этом паноптикуме. Она живая, искренняя и обаятельная в своей простоте. К слову сказать, я не совсем понял характер её возлюбленного Васи. Сначала он был полным ублюдком, но спустя закадровый год что-то с ним случилось. Внезапно Вася стал милым и мудрым. Правда, по большому счёту, это мало на что повлияло.

Так что «Звоните ДиКаприо» не совсем о людях. Так, о каких-то уродах и их суетливой возне. Тогда, может быть, о ВИЧ? Тема волнующая и ответственная. Однако после просмотра я поймал себя на мысли, что узнал две новых вещи. Первое — это скорее ощущение. Инфицированы все вокруг! Как тут не крути. Второе (раньше не знал), это что на иммунодефицит можно провериться экспресс-тестом, который можно найти и на загородной остановке. Что же касается профилактики или восприятия проблемы обществом, так создатели скорее нагнетают, чем что-то делают в этом направлении. Персонажа, на которого можно было возложить эту миссию, сделали откровенным клоуном и сектантом. Видимо, так интереснее.

Надо отдать должное авторам, они хорошо знают мировое кино. К сожалению, они ещё и стараются это показать всеми доступными средствами. Только все эти аллюзии в общей сюжетной каше настолько неумелы и неуместны, что вызывают тошноту. В хорошем кино считывающаяся цитата (заметим, редкая) доставляет удовольствие, в остроумной пародии — умиляет, а в сериале, построенном сплошь и рядом из ранее озвученных идей и отработанных мастерами приёмов — порядком раздражает. Ибо всё остальное очень посредственного качества.

Сериал затянут и изобилует повторами. Не только в бесконечных метаниях героев, но и по драматургии. По-моему, сценаристам должно быть очень стыдно прописывать только что показанную сцену в диалоге следующей. Конфликты чаще всего надуманные, логика сюжета заменяется бурными эмоциями. Попробуйте в «Звоните ДиКаприо» выключить изображение и послушать. Добрые 85% фильма состоят из рыданий и истерик. Самый чувственный бразильский сериал позавидовал бы накалу страстей.

Впрочем, к изображению тоже есть вопросы. Камера как будто живёт своей жизнью, отдельно от оператора. То работает безупречно, то вдруг начинает «творить» — хаотично, не всегда умело, укрупняя неаппетитные и неуместные детали. То вообще пускается во все тяжкие, снимая в стиле арт-хауса довольно рядовые сцены. Монтаж неровный, и это не фирменный стиль. Бросаются в глаза явные ошибки на стыках. Обычно так самовыражаются начинающие кинематографисты в начале карьеры, но ведь это не тот случай?

Негативных отзывов мало, и те щадящие. То ли создатели вычищают соцсети (да, так бывает), то ли магия кино и какой-то просто вселенский восторг затмили здравый смысл и внимание к деталям. Мне не жаль потраченного на этот сериал времени, но согласиться с тем, что он порвал всё кино и ТВ в 2018 году, простите, не могу. «Звоните ДиКаприо» однозначно не шедевр, а довольно сырое и невнятное кино ни о чём. Вернее, о том, что конкретно меня не трогает.

Обсудить

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.