За час до рассвета

Похоже, после второго «Метода» Константин Хабенский пустился во все тяжкие. Талантливейший артист в изобилии задействован в весьма сомнительных проектах. Титр за титром – и всё мимо…

Я не смотрю телевизор, но подписан на добрую кучу онлайн-кинотеатров, где можно выбрать фильм или сериал по вкусу или настроению. Интересно наблюдать, как развивается отечественная киноиндустрия, поэтому стараюсь не пропускать новые проекты. Хотя бы серию-другую да посмотрю, чтобы понять, стоит ли фильм внимания – и сделать кое-какие выводы.

Иной раз зацепит, досматриваю до конца сезона. Но бывают и разочарования.

Рекламные алгоритмы уже хорошо знают мои предпочтения, обязательно подсунут мне информацию об остросюжетных новинках российского производства. Вот сразу в нескольких лентах соцсетей выскочила афиша нового сериала от продюсера Фёдора Бондарчука с Константином Хабенским в главной роли.

Телефильм называется «За час до рассвета», как бы намекая на известную истину, что час перед рассветом – это самый тёмный час.

Сыщик по кличке Сатана охотится на головорезов в послевоенное время. Нуарный сериал с Константином Хабенским.
(Описание сериала «За час до рассвета» на Кинопоиске)

Что ж, я человек любопытный. Распечатал пачку кукурузных чипсов со вкусом сыра и нажал кнопку «смотреть».

За час до рассвета

Не знаю, замечали ли вы эту забавную тенденцию. Если герой надевает шляпу, то фильм автоматически попадает в жанр «нуар». Обязательно в аннотации или рецензии проскочит это слово. Будь то относительно свежий «Перевал Дятлова» или целый букет ретро-детективов о майоре Черкасове с Андреем Смоляковым в главной роли (там, кстати, тоже где-то проскочило слово «Сатана») – если шляпа, то нуар. Мне кажется, уже давно пора пересмотреть жанровую характеристику фильма «Три мушкетёра».

Как вы уже догадались, Хабенский по кличке Сатана – в шляпе.

И сюжет тоже шляпа. Оригинальным его не назовёшь даже с очень большой натяжкой. Подобно лоскутному одеялу, он соткан из давно знакомых историй. Смотришь и удивляешься – как авторы умудрились избежать хоть одной мало мальски свежей идеи? Вот честно, компиляция самого высокого уровня. Мало кто на это способен. Разница только в мельчайших деталях. И снова в голове звучат пушкинские строки: «Уж не пародия ли он?»

Коротко о событиях. Вернувшись с фронта, контуженный капитан-разведчик Денис Журавлёв, которого играет Андрей Бурковский, устраивается на работу в милицию под начало харизматичного и не очень адекватного майора в шляпе. Новоприбывший сразу становится участником боевых действий, но теперь против скрытого врага – преступного элемента. Для того, чтобы ликвидировать неуловимого уголовника со смешным прозвищем Клещ, отважный Журавлёв вызывается внедриться в банду. Ну, вы поняли, куда и откуда ноги растут.

Если честно, меня не особо смутили узнаваемые нотки. Как ни крути, всё уже было – либо в Библии, либо в пьесах Шекспира, либо у Симпсонов. Интересно было посмотреть, как авторы расскажут эту старую, как мир, историю. Ведь не зря же позвали Хабенского! Он ведь может сыграть так, что от экрана не оторвёшься.

Одно обидно. Хабенскому не придумали роль, а в этих обстоятельствах сложно что-либо сыграть. Вот он и растрачивает своё актёрское мастерство на резкие жесты, многозначительные взгляды и скупые фразы. Кто он? Что происходит у него в душе? Какие у него мотивации? Загадка.

Как будто почувствовав, что герою чего-то не хватает, создатели пытаются объяснить его сущность через диалог (за это на сценарном отделении ВГИКа бьют указкой по пальцам): в экспозиции второстепенный персонаж сообщает нам, что Сатаной майора уважительно зовут уголовники – за живучесть, крутой нрав, парадоксальный ум и так далее. Видит всех насквозь. Говорит мало, делает много…

Жаль, что это только на словах. За две пилотные серии, что я осилил, Сатана так и не успел сделать чего-нибудь дельного. Актёр прилежно выступает в роли свадебного генерала, приглашённого на чужое торжество.

Остальные участники проекта более или менее натужно двигают куда-то незамысловатый сюжет, разговаривают, совершают поступки. Скорее всего, общими усилиями когда-нибудь поймают неуловимого Клеща – ждите «неожиданных» (скорее всего, всё же предсказуемых) поворотов и развития романтической линии (майор опять же в пролёте, но ему, я надеюсь, всё же придумают какую-нибудь Боль и непростой Выбор). Пожалуй, я не буду досматривать. Скучно.

Рейтинг у фильма на Кинопоиске на старте подозрительно высок – 7.1 (из почти 20 тысяч отметок), а зрительских рецензий всего пять, и все отрицательные.

Так чего не хватает Хабенскому и нашему бесконечно встающему с колен развлекательному кино? Хорошего сценария. Грустно смотреть, как хорошим актёрам приходится вписываться в продюсерские проекты, стартовавшие только потому, что влиятельные люди сочли затею жизнеспособной и быстренько запустили в производство, не удосужившись хоть как-то её разработать. И ведь было время – пишут, что из-за пандемии пришлось повременить со съёмками. Взяли бы, да перечитали бы сценарий, что ли.

Мне кажется, принцип «зритель схавает» слегка устарел. Только что у меня в инстаграме снова выскочила реклама этого сериала. Я не поленился и заглянул в комментарии, которых уже набралось больше сотни. Оказывается, не только я расстроился увиденным. Другие зрители тоже предпочитают, чтобы их уважали.

Обсудить

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.